Форум » ЛУНА, СОЛНЕЧНАЯ СИСИТЕМА » Как мы не слетали на Луну » Ответить

Как мы не слетали на Луну

админ: Существует множество слухов о том, кто же из советских космонавтов слетал на Луну. Дескать, летали многие, но все погибли. От всепроникающей солнечной радиации. А на самом деле? На самом деле между русскими и американцами шло соревнование: кто первым достигнет Луны. Американцы еще в 1945 году сделали все возможное, чтобы в руки русских не попала информация о немецкой ракетной технике. Сами американские разведчики вывезли в США сразу после войны из запретной зоны (подземный ракетный комплекс Нордхаузен) всех гитлеровских специалистов в количестве трехсот душ во главе с молодым профессором Вернером фон Брауном и фанатичным генералом Вальтером Дорнбергером и около ста полностью собранных ракет "ФАУ-2". Затем американское командование приказало немедленно взорвать сборочный завод. Это было одним из предвестников "холодной войны". После того как в Штатах насытились информацией и документацией от Вернера фон Брауна, который был, по сути, отцом-основателем американской ракетной школы, янки задвинули его в тень, периодически напоминая ему о его эсэсовском прошлом и личной дружбе с Адольфом Гитлером. Несмотря на то что американцы работали не покладая рук, гонку в запуске искусственных спутников Земли они СССР проиграли. И русский Юрий Гагарин первым с космической скоростью облетел Землю. Лунная гонка После этого позорного проигрыша и роста левых настроений за океаном Джон Кеннеди в мае 1961 г. впервые говорит о программе пилотируемого полета на Луну и делает ее частью "американской мечты". Денег на лунные программы американцы выделили в несколько раз больше, чем на "Манхэттенский проект". Возвращение потерянного престижа США в результате запуска в СССР первых ИСЗ и первого человека в космос было основной движущей силой этой программы. США всемерно форсировали ес, не считаясь с затратами. По предварительным оценкам, эта программа должна была обойтись США в 20-40 миллиардов долларов. В то время как на создание атомной бомбы, на так называемый "Манхэттенский проект", было затрачено всего около двух миллиардов долларов. Американцы призвали всех своих ученых. И между фон Брауном и Сергеем Павловичем Королевым началось заочное соревнование - "лунная гонка". Так как американцы постоянно пиарили свою лунную программу, то во время одной пресс-конференции иностранные журналисты спросили: "Доктор Браун, а ваши новые ракеты не упадут на Лондон, как падали всю войну ФАУ-2?!!!" Браун страшно обиделся и больше не встречался с незнакомыми журналистами, хотя был словоохотлив. Наш ответ янки 3 августа 1964 г., когда американские лунные разработки были в разгаре, наконец-то вышло постановление Советского правительства, определившее важнейшей задачей высадку человека на Луну. Для чего в ОКБ-1 был создан летно-испытательный отдел N 90. На должность начальника вновь организованного отдела Королев назначил легендарного летчика-испытателя Сергея Анохин. Он, кстати, был одноглазым. Свой глаз Анохина потерял во время испытаний авиационной техники, когда его самолет буквально развалился на мелкие части. Весной 1965 г. была организована комиссия по отбору "лунных" космонавтов на лунные корабли Л-1 (пилотируемый облет Луны), Л-3 (посадка на лунную поверхность). В августе 1967 года был согласован со всеми заинтересованными ведомствами руководящий состав двух групп инженеров-испытателей для лунных программ: Сергей Анохин, Владимир Бугров, Геннадий Долгополов, Владимир Никитский. Именно эта группа приступила к изучению комплекса Н1-ЛЗ, физической и специальной подготовке, контролировала все этапы разработки и испытаний ракетно-космического комплекса и лунных кораблей. Советская аэрокосмическая промышленность стала медленно разворачивать в сторону Луны свои производственные и испытательные мощности. Для облета Луны в ОКБ-1 создавался двухместный корабль 7К-Л1(11Ф91), лунный орбитальный корабль и одноместный лунный посадочный модуль. По программе УР500К-1Л (облет луны) предусматривалось десять беспилотных полетов, на жаргоне инженеров-испытателей, "болваночных". А 11-й и 14-й - с экипажами на борту. Из элитной группы лунных космонавтов сформировали несколько экипажей. В "лунном" отряде были и всемирно известные летчики-космонавты Алексей Леонов, Павел Попович, Валерий Быковский и малоизвестные в те годы космонавты Виталий Севастьянов, Николай Руковишников, Олег Макаров. Основной экипаж так и не назначался. Во время очередного (март 1968 года) беспилотного полета лунного корабля под шифром "Зонд-4" Попович и Севастьянов, участвуя в специальном наземном эксперименте, обитали в специальном изолированном бункере в окрестностях Евпатории и в течение недели вели радиопереговоры с Центром управления полетами, используя в качестве ретранслятора летящий к Луне "Зонд-4", таким образом полностью имитируя порядок радиообмена и все этапы будущего космического перелета к ночному светилу. Перехватив информацию и радиообмен, специалисты американского НАСА решили, что русские уже на пути к Луне. Какая паника началась в Хьюстоне! Но затем, проследив за зоной распространения сигнала, янки поняли, что радиообмен идет все-таки с Земли, и успокоились... 22 апреля 1968 года во время очередного старта из-за неисправности сработала система аварийного спасения, и полет был прерван. Людей в корабле не было. Наконец 15 сентября 1968 года произошел первый беспилотный облет Луны. Беготня вокруг Луны Как вспоминал впоследствии первый заместитель Сергея Королсва академик Василий Павлович Мишин: "Лавина совещаний и обсуждений, связанных с осуществлением пилотируемой лунной программы, на разных уровнях не приносила должного результата. Директивные сроки выполнения работ по этим программам устанавливались волюнтаристски, без научно-технических обоснований и обеспечения финансированием, без выделения производственных мощностей и ресурсов". Программа орбитальных кораблей "Союз", начавшаяся с трагического полета Владимира Комарова, показала, что такой подход и сроки министерства и ВПК при ограниченном финансировании не способствуют безопасной работе в реальных темпах. Сергей Павлович Королев умер совсем не вовремя. Некому было "заземлять" отношения с партийным руководством, которое хотело все быстро и сразу. Сроки полетов отодвигались из-за аварий на испытаниях, шла повсеместная ругань с маршалом Дмитрием Федоровичем Устиновым, который руководил Военно-промышленной комиссией при ЦК КПСС. Наконец терпение партийного руководства лопнуло, и появилось Постановление от 4 февраля 1967 г. "О ходе работ по созданию УР "500-Л1". Оно и явилось практическим началом создания "Н1-ЛЗ", то есть лунной ракеты. И срок начала летно-конструкторских испытаний был определен третьим кварталом 1967 г., а осуществление пилотируемой лунной экспедиции намечено на третий квартал 1968 года. Это должно было обеспечить приоритет нашей страны перед США в осуществлении полета подобной экспедиции. Все попытки перенести сроки осуществления этой экспедиции, а также увеличить финансирование производственных мощностей и ресурсов пресекались вышестоящим руководством в лице секретаря ЦК КПСС Дмитрия Федоровича Устинова, председателя Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР (ВПК). Планировалось, что до Луны долетят только два советских космонавта и только один из них сможет прогуляться по поверхности ночного светила. Программы "Н1-ЛЗ" осуществлялись Устиновым через Военно-промышленную комиссию при Совете Министров СССР (председателем комиссии был Л.В. Смирнов), которой были подотчетны только 9 оборонных отраслей промышленности, в то время как в работах по программе "Н1-ЛЗ" участвовало около 500 предприятий и 28 ведомств. Финансирование шло через Госплан, Министерство финансов и соответствующие отраслевые министерства, а ответственность за конечные результаты несли Министерство общего машиностроения (МОМ) и его "головное" ОКБ-1 (ЦКБЭМ), не имевшие никаких прав для того, чтобы осуществлять роль "головных" организаций. Первый ракетно-космический комплекс был сделан для облета Луны двумя космонавтами с возвращением их на Землю со второй космической скоростью при помощи ракеты-носителя УР-500К, разгонного ракетного блока "Д" и космического корабля "7К-Л". А ракетно-космический комплекс "Н1-ЛЗ" предназначался для доставки одного космонавта на поверхность Луны, возвращения его в лунный орбитальный корабль (ЛОК) на орбитальный искусственный спутник Луны вместе с другим космонавтом, который оставался на лунной орбите, и их возвращения со второй космической скоростью на Землю в спускаемом аппарате, входящем в состав ЛОКа. Справка "Stringer" Гигантская ракета-носитель "Н1", в отличие от "Сатурна-V", имела оригинальную компоновочную и конструктивно-силовую схемы. Ракетные блоки "А", "Б", "В" имели топливные отсеки с подвесными шаровыми баками окислителя и горючего, конструкция которых воспринимала только нагрузки от давления наддува и гидростатического столба компонентов топлива. Инерционные перегрузки в местах подвески баков воспринимались несущим корпусом. Сварка сферических баков топливных отсеков, окончательная сборка и испытания блоков в целом производились в специально построенном на космодроме монтажно-испытательном корпусе (МИКе). Элементы конструкций баков и отсеков доставлялись на космодром с заводов-изготовителей обычным железнодорожным транспортом, а не специальными баржами по специально построенным каналам, как это предусматривалось в американской программе "Сатурн V-Аполлон". Двигательные установки ракетных блоков "А", "Б", "В" были многодвигательными. Так, двигательная установка блока "А" состояла из 24 периферийных и 6 центральных ЖРД с номинальной тягой у Земли каждого двигателя 154 тс. На блоке "Б" были установлены 8 ЖРД блока "А" с высотными соплами и с номинальной тягой в пустоте каждого двигателя 179 тс, а на блоке "В" - четыре двигателя с тягой в пустоте 41 тс, имеющие такую же пневмогидравлическую схему, как у двигателей блока "А". Размерность единичного ЖРД ракетных блоков "А" и "Б" была выбрана из условия минимальных затрат на их обработку при имеющейся производственной и экспериментальной базе. С целью повышения уровня надежности многодвигательных установок было предусмотрено резервирование одиночных ЖРД. Так, первая ступень могла совершать нормальный полет при двух парах противоположно отключенных одиночных периферийных двигателей ракетного блока "А", вторая ступень - при одной паре, а третья - при одном выключенном одиночном ЖРД. Таков был запас прочности. 10 ноября 1968 года состоялся относительно успешный запуск очередного беспилотного лунного корабля "Зонд-6", также облетевшего Луну и совершившего посадку на территории СССР. Уже на заключительном этапе полета на высоте 2,5 километра произошел несанкционированный отстрел основного парашюта, и спускаемый аппарат разбился. Из-за постоянно преследовавших программу УР500К-Л1 неудач и аварий запуск с космонавтами все время откладывался, и никто из руководства не желал брать на себя ответственность в случае гибели космонавтов. Вообще, предыдущие годы сильно испортили советский миф о безопасном освоении космоса. Гибель лучшего в первом отряде космонавта-испытателя Владимира Комарова на этапе приземления и авиационная катастрофа с Юрием Гагариным доказывали, что безаварийные времена прошли. Советская аэрокосмическая индустрия срочно нуждалсь в новых руководящих кадрах, которые нужно было воспитывать. Сталинский стиль руководства, когда за промахи персонально жестоко наказывали, отходил в историю. СССР отстает, но есть еще шансы В начале декабря 1968 года стало понятно, что американцы реально смогут опередить нас в первом пилотируемом облете Луны. Космонавты трех лунных экипажей проявили инициативу и написали секретное письмо в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить лететь к Луне, несмотря на аварии и отказы. Основной мотивацией космонавтов было то, что нахождение подготовленного экипажа на борту повысит надежность лунного полета. Там, где отказывала автоматика, можно было использовать простейшее ручное управление или проверенное годами "легкое постукивание" кувалдой по отказавшему оборудованию. Всю первую декаду декабря советские лунные космонавты продолжали усиленно тренироваться на Байконуре в ожидании разрешения на срочный запуск пилотируемого лунного корабля, но его не последовало. После вереницы громких смертей и скандалов никто не хотел брать на себя всю ответственность за этот рискованный космический рейс. А космических авторитетов, способных спорить с партийным руководством, уже не было в живых. 21 декабря 1968 года "Аполлон-8" с тремя американскими космонавтами на борту стартовал к Луне. 24 декабря космический корабль совершил 10 витков вокруг Луны, перешел на траекторию возврата к Земле и 27 декабря благополучно приводнился в Тихом океане, тем самым выиграв первый раунд лунной гонки сверхдержав. Через несколько дней СССР запустил еще один беспилотный лунный корабль, но его пришлось подорвать из-за сбоя в двигателях на этапе выведения. И только 8 августа 1969 года и 20 октября 1970 года были запущены к Луне "Зонд-7" и "Зонд-8". При запуске "Зонда-8" было реализовано возвращение лунных кораблей на Землю со второй космической скоростью через Северное полушарие и торможение в атмосфере с приводнением в заданном районе дружественного Индийского океана. После этого "прощального салюта" программа УР500К-Л1 окончательно потеряла смысл, и от нее отказались. Последний шанс 21 февраля 1969 года опытная сверхтяжелая ракета Н-1 ушла со свежепостроенного стартового комплекса. На борту ракеты находился автоматический лунный корабль 7К-Л1С (изделие 11Ф92). Запланированный многосуточный полет оборвался на 20-й секунде из-за аварии первой ступени. Ракета упала в нескольких километрах от стартовой площадки... Следующая отчаянная попытка запустить ракетно-космический комплекс Н-1 с таким же лунным кораблем (изделие 11Ф94) была осуществлена ночью 3 июля 1969 года. Запуск производили в ночное время суток в целях соблюдения секретности испытаний. В 0 часов 18 минут, через несколько секунд после старта, взорвался ярким огненным шаром один из двигателей первой ступени. Затем последовала серия коротких взрывов, и ракета рухнула на стартовый комплекс. Байконурская степь заходила ходуном, задрожал воздух, солдаты и офицеры, наблюдавшие чудовищный багрово-коричневый гриб, посыпались как горох в укрытия и заранее оборудованные траншеи, несмотря на воинские звания и регалии. После прохождения ударной волны с неба хлынул дождь из горячего металла. Секретные фрагменты конструкции ракеты, агрегаты разлетелись в радиусе 10 км вокруг стартового стола. На расстоянии 50 км в домах и корпусах полопались стекла. Вся степь с рассветом была усыпана трупами мертвых зверьков и птиц. Но никто из персонала космодрома и высоких гостей не пострадал. Сказался опыт прошлых аварий на космодроме. 21 июля 1969 года в США стартовал "Аполлон-11", который 24 июля впервые в истории человечества доставил Нейла Армстронга и Эдвина Олдрина на лунную поверхность. В мае 1974 года, после снятия с поста руководителя ЦКБЭМ академика Василия Павловича Мишина, все работы по лунным программам и комплексам закрыли. Официально кремлевские старцы стали пропагандировать экономное освоение космического пространства. Автоматические космические станции доставили лунный грунт в качестве своеобразного "бонуса" за все мучения и приключения, луноходы прошли по намеченным маршрутам и теперь можно успокоиться, при этом незаметно пустив под нож уже готовый ракетный комплекс Н-1 и серию отечественных программ долгосрочного освоения Луны с постройкой баз постоянного пребывания. Академик Василий Павлович Мишин: "...Прошло много лет, но до сих пор невозможно понять основную причину запрещения запусков двух собранных ракет-носителей "Н-1" с новыми двигателями". "Стрингер", N18-19, 2003 Автор: Алексей Николаев Источник - http://www.x-libri.ru/

Ответов - 0



полная версия страницы